Педагог дополнительного образования МАДОУ № 2 "Лучики"

Ручной труд как средство развития творческих способностей воспитанников ДОУ (творческий отчет)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

        «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки                                                                работников образования»

 Факультет повышения квалификации

 Кафедра общественных дисциплин

 Ручной труд как средство развития

 творческих способностей воспитанников ДОУ

(творческий отчет)

 Исполнитель:

Коробова Альбина Тимофеевна,

воспитатель МАДОУ №2 «Лучики»

 Консультант:

Елисеева Галина Сергеевна,

методист по дошкольному образованию

МБУ «ИМЦ»

 Кемерово 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………... …  3

1. Теоретический анализ развития творческих способностей воспитанников ДОУ ……………………………………………... 5

2. Формы, методы и приемы, используемые  в образовательной деятельности (ручной труд), оказывающие влияние на творческое развитие  дошкольника…………………………………………….. 8

Заключение ……...………………………………………………….. 13

Список литературы ………………………….……………………......... 14

Приложение ……………………………………………………………..15 

                        “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

Введение

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих (В.Андреева [1])

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку (О.Артамонова [2])

Как показано в работах К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости – эстетические чувства – один из самых богатых источников чувств моральных: дети создают красоту.

Соответствующие виды труда: выращивание цветов и уход за ними, изготовление вещей, практическая ценность которых определяется красотой и ролью в удовлетворении эстетических потребностей ребенка. Стремление детей к красивому – для идейного и интеллектуального обогащения труда, творческих замыслов.

Труд на обязательных занятиях по отработке материалов: бумаги, картона, пластилина, ткани, пластмассы – первый, очень важный этап трудового обучения, формирования умений и навыков (Т. Комарова [3])

Теоретический анализ развития творческих способностей воспитанников ДОУ

Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности готовности детей к школе и самостоятельной жизни.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считаю, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников  детского сада. (А.Курпатов [5])

Задачи кружка  «Умелые ручки»:

1) развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

2) развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений;

3) воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В.Оклендер, “художественное творчество – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоиндетификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения Он наслаждается чувствами и преуспевает в этом. Н.Басина, О.Суслова считают, что “природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания.

Опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В.Васильевой, а также систему обучения  А.А.Грибовской  «Коллективное творчество дошкольников», пособиями   Н.В.Дубровской «Аппликация из гофрированной бумаги», Н.Р.Макаровой  «Секреты бумажного листа»,  И.В.Гусевой  «Игрушки из соленого теста», Г.Н.Давыдовой  «Пластилинография». Становится понятным, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности детей к школе и самостоятельной жизни.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считаю, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников  детского сада.

Основной целью моей работы является ручной труд, как средство развития творческих способностей воспитанников ДОУ.

Задачи:

- развитие эстетического восприятия художественного вкуса;

- развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;

- обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги и ткани;

- развитие воображения, мышления и творческой деятельности.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Формируя у детей трудолюбие, умение ставить  цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываются особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляются нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю тсяследующие умения:

договариваться о совместной работе, ее содержании;

работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы дети учатся общаться друг с другом и с взрослым.

Поэтому главная  цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Формы, методы и приемы, используемые  в образовательной деятельности (ручной труд), оказывающие влияние на творческое развитие  дошкольника

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук.

Поэтому, чтобы познакомить детей с каким-то предметом, предлагаются его изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными.

В работе с детьми я используются эффективные методы и приемы:

· словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

· наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

·  объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

· репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

· частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

А также используются общие способы стимулирования творческой активности:

обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;

обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

поощрение высказывания оригинальных идей;

обеспечение возможностей для упражнения и практики;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы

Ребенок будет развиваться гармонично, расти разносторонней личностью, если учить создавать красоту своими руками. Работа с различными материалами (бумага, глина, ткань, природный материал и т.д.) развивает творческое мышление, ловкость рук, трудолюбие и много других хороших качеств личности. Чтобы заинтересовать их, в группе создана небольшая выставка изделий народно-прикладного искусства.

С большим удовольствием и усердием дошкольники выполняют аппликации, придумывают свои узоры и украшают плоскостные изображения предметов быта (керамических изделий) вырезанными из бумаги элементами. В этих работах проявляются не только технические умения детей, но и творческие способности, понимание законов построения декоративного узора.

Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам.

В результате систематического целенаправного обучения детей за время пребывания в детском саду к переходу в старшую группу у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, наклеивать, стремление заниматься в свободное время. Приобретенные детьми трудовые навыки и умения позволяют им свободно и творчески зображать окружающую жизнь. Важным средством эстетического воспитания, развития детского изобразительного творчества становится изобразительное и декоративно-прикладное искусство, с которым широко знакомят детей.

Происходит становление более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма. На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности, дальнейшее развитие трудовых художественно-творческих способностей.(Т.Комарова [3])

Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».

Взяв эти слова выдающегося педагога за лозунг, рекомендую родителям вместе со своим ребенком заниматься ручным трудом — вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина. А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений.

Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Во время ознакомления детей с трудом взрослых, применяются различные методы и приемы:

беседы о профессии;

чтение художественной литературы;

рассматривание картин, альбомов, наборов открыток о труде взрослых;

встречи с людьми разных профессий;

экскурсии (на почту, библиотеку , школу, магазин, аптеку и т.д.);

изготовление подарков друзьям, родителям, знакомым;

изготовления коллективных работ по определенной тематике (для украшения коридоров, групповой комнаты, раздевалки);

придумывания узоров для украшения плоскостных изображений одежды, посуды и т.д.;

изучение пословиц и поговорок о труде;

проведения викторин вроде «Что? Где? Когда?» (О труде взрослых), «Поле чудес» (о разных профессиях);

использование различных дидактических игр.

О проведенной работе родители воспитанников узнают: из сообщений в родительском уголке и закрепляют полученные ребенком знания и умения, развивают заложенные добрые чувства; грамот и дипломов победителей городских и областных выставок и конкурсов.

Так воспитанники подготовительной группы приняли участие в городском конкурсе  проектов  «Город будущего» -  «Детский сад будущего  «Каравелла», где защищали проект и  заняли 1 место среди детских садов и школ раннего развития города. Воспитанники с большим вдохновением и энтузиазмом трудились над созданием макета. (Приложение 1)

Были участниками областной выставки в номинации региональный компонент «Образование. Карьера. Занятость», «Дети. Спорт. Здоровье», «Мать и дитя»  - с макетом «Мой папа шахтер». Воспитанники более детально познакомились с таким направлением, как ценностно-смысловая взаимосвязь поколений: труд людей нашего края, главной профессией нашего региона, знаменитыми людьми края, ветеранами и почетными гражданами.

                                                                      Заключение

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

                                              Список используемой литературы:

1. Андреева В. Проблемы  обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 – с.34

2. Артамова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2005 – с.16

3. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозайка- Синтез, 2005 – с.48

4. Курпатов А. Дети. Психология. М.: Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми3-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 276.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.. – 3-е изд., - М.: Мозайка-Синтез, 2055. – 208с.

Приложение

49f05d6162ee9c062939969708530127.jpg

3 марта 2014 в 19:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.